Пошаговая инструкция по проведению вебинара (онлайн-мероприятия)
В данной статье расскажу о том, как проводить вебинар. Причем проводить вебинар не начиная от идеи и названия, и так далее, а как проводить непосредственно сам вебинар, когда вы нажали кнопочку «Выйти в прямой эфир», и заканчивая, когда вы нажали на кнопку «Завершить эфир».
О чем статья:
Успешно проведенный вебинар – это тот вебинар, с помощью которого и участники, и организатор извлекли для себя пользу. Статья содержит рекомендации о подготовке к вебинару, его организации, структуре и выстраиванию комфортного диалога с участниками.
Для начала представлюсь. Меня зовут Алексей Чесноков. Я практикующий маркетолог. Помимо того, что я занимаюсь маркетингом, я его еще и преподаю. Преподаю я в таких Вузах, как МГУ, МГТУ им. Баумана, РЭУ им. Плеханова, также преподаю в бизнес-школах, на курсах повышения квалификации, недавно преподавал курс в Сколково.
Помимо всего этого, у меня есть канал на YouTube, называется «Маркетинг в огне» со мной, с Алексеем Чесноковым. Более 20 000 подписчиков, более миллиона просмотров в совокупности всех видео. И понятно, что я активно провожу всякие прямые трансляции, вебинары и так далее, поэтому знаю в этом чутка и считаю, что имею право рассказывать такие вещи. Помимо всего прочего, у меня есть проект «Видеостудия Алексея Чеснокова», в ней мы проводим вебинары, прямые онлайн-трансляции уже для вас, для клиентов, если вы отите все технические вопросы на кого-то скинуть.
Помимо этой статьи, есть еще 5, которые вам без сомнения тоже будут полезны:
Ссылки на них вы найдете в конце статьи.
Нюансы, которые важно учесть при проведении вебинара
Продумайте перерывы во время онлайн трансляции
Первый нюанс – нужно продумать перерывы. Рассчитывайте так: на каждые час-полтора должен быть один перерыв 10-15 минут. Если ваш вебинар идет полтора часа, уже немножко опасно, потому что, скорее всего, ваша аудитория – это не студенты, не школьники, они не привыкли так долго учиться, через час у них уже закипят мозги. Поэтому лучше, если полтора часа, но сделать его чуть длиннее, минут через 45-50 сделать перерыв.
Секция вопросов и ответов во время прямого эфира
Второй нюанс – продумайте секцию вопросов и ответов. Вопросы от слушателей и ответы на них спикера – это обязательный элемент прямой трансляции, вебинара и так далее. И здесь есть вариативность. Самая, на мой взгляд, комфортная для спикера, но неинтересная для аудитории, когда спикер говорит: «Час я вам рассказываю, вы меня внимательно слушаете, потом я отвечу на все ваши вопросы». Я лично с этим подходом не согласен.
Приведу пример из своего личного опыта. Мы были с детьми в музее Поддубного, экскурсовод, женщина в возрасте, у меня есть ощущение, что она уже 25 лет про этого Поддубного рассказывает, и ей уже на планете Земля ничего не нужно. Она говорит: «Если есть вопросы, вы мне их задавайте только в конце, не прерывайте меня, я 40 минут здесь «оттарабаню» про Поддубного, и она так и тарабанила, то есть мы послушали где-то минут 5-10, вообще безжизненным голосом, бесцветным, вообще думая о чем-то о своем, просто заученное наизусть она рассказывала. У меня какой-то вопрос возник, а я такой человек нетерпеливый, я говорю: «Позвольте, я вам все-таки задам вопрос». Я его задал. И прямо такое было возмущение: «Я же сказала, только в конце вопросы! Вы задаете вопросы, на которые я чуть позже бы рассказала! И вообще зачем это делать» и так далее. Я немножко возмутился этой ситуацией, потому что сам являюсь преподавателем и понимаю, насколько важно и нужно, чтобы аудитория задавала вопросы, нужно стимулировать, чтобы аудитория задавала вопросы, вовлекать ее в беседу, в коммуникацию и так далее. Уровень запоминания повышается. В общем, я развернулся, мы с детьми ушли, неинтересно и так далее.
Поэтому, на мой взгляд, это такой неправильный подход. Но, как минимум, такая секция в конце вопросов и ответов у вас должна быть.
Следующий подход диаметрально противоположный, но немножко сложный для спикера и, может быть, не всегда комфортный для аудитории, когда вы говорите, что вы можете задавать свои вопросы в любой момент, и спикер, как только появляется вопрос, на него отвечает. При онлайн-мероприятии я так делаю, но понимаю, что в этом есть сложность, потому что приходится постоянно переключаться, и не всегда есть такая возможность. Если у спикера получается на какие-то вопросы, которые актуальные прям той тематике, про которую он рассказывает вот в эту минуту, а остальные он откладывает на потом, говорит «я на них отвечу в конце», делает себе где-то пометки – это вообще такой высший пилотаж.
Третий вариант, и, на мой взгляд, он наиболее приемлемый, когда вы разбиваете свое выступление, свой доклад на какие-то смысловые логические части. У вас 60 минут идет выступление, вы разбили на смысловые части, и у вас получается секция для вопросов и ответов каждые 10-15, может быть, 20 минут. То есть вы закончили какой-то кусок и говорите: «А сейчас задавайте свои вопросы, я на них отвечу». И об этих секциях тоже нужно предупредить, чуть позже про это чуть более развернуто скажу. Такой вариант более приемлемый.
С нюансами закончили, теперь переходим непосредственно к трем этапам.
Три важных этапа при проведении вебинара
1 этап. Знакомство, налаживание контакта, доверие.
Этап состоит из 4 шагов:
2 этап. Основная часть (презентация).
Здесь на самом деле вариаций, как это может быть и выглядеть, настолько много, что, наверное, это какое-то отдельное обучение часов на 60, варианты докладов, что при этом учесть и так далее. Я в процессе подготовки к съемке наткнулся на одну небезынтересную структуру, она мне понравилась, в целом, мне кажется, для рабочих вебинаров вполне ее можно использовать:
Такой вебинар, такая схема, мне кажется, вполне себе приемлемы.
Здесь же хотелось бы пару слов сказать про презентацию. Помните, что презентация не должна быть исключительно списками. Я почему-то в последнее время наталкиваюсь на то, что презентация: слайд-список, слайд-список и так далее. Вроде бы удобно спикеру, докладчику ориентироваться на этот список, и вроде как считается, что для ваших участников тоже неплохо, потому что видна некая структура. Да, это все правильно, так и должно быть, но не забывайте, что желательно презентацию делать более живой, добавлять туда картинки, какие-то графики. Юмор не то, что приветствуется, а вообще замечательно и прекрасно, какие-то принтскрины вставлять, примеры. Старайтесь делать свое выступление более живым в том плане, что необязательно все вставлять в Power Point.
Я, например, на своих обучениях иду, показываю какую-то статистику в Яндекс.Метрике, непосредственно как она есть, то есть показываю, как это выглядит в отчете в режиме реального времени. Или по SEO мы идем и смотрим вместе со слушателями список ключевых запросов в Excel, на самом деле вот так он выглядит. Хотя можно было бы вставить как сриншот в презентацию. Или идем на какой-то сервис, где происходит съем позиций, тоже вот так выглядит этот сервис. Или я показываю какие-то файлы свои, вордовский файл открываю в процессе и так далее. Таким образом, выступление становится более живым, более естественным. И ваши участники в большей степени вовлекаются. Это что касается второго этапа, основного, по проведению основной части.
3 этап. Подведение итогов вебинара, это же закрытие.
Кратко нужно сделать какой-то общий вывод или общие выводы, напомнить тезисно, что пользователи услышали на вебинаре.
Еще раз предложить задать вопросы. Как правило, к самому концу появляются вопросы, если даже была возможность задавать их в процессе вашего выступления.
Попросить сделать, выполнить какое-то действие. Например, если пользователи должны заполнить какую-то анкету, пройти какой-то опрос, про это нужно обязательно напомнить.
И такой главный момент, нюанс, про который, мне кажется, очень часто забывают – нужно не отпускать вашу аудиторию. В этом моменте как раз можно предложить подписаться на ваш аккаунт в социальных сетях. Если вы какой-то эксперт, оказываете какие-то услуги, продемонстрировать свои контакты, написать можно прямо в чат вашу почту и так далее.
Напоминаю, что, если вы хотите провести качественный красивый вебинар, то добро пожаловать в мою видеостудию.
Если у вас остались какие-то вопросы, связанные с проведением вебинаров, онлайн-мероприятий, пожалуйста, задавайте в комментариях, с удовольствием будем на них отвечать.
Меня зовут Алексей Чесноков, я для вас составил данную статью. Спасибо, что дочитали до конца, до встречи!