Урок 3. Эффективный сценарий для онлайн-курса: что учесть на этапе разработки

Пошаговое создание сценария для онлайн-курса: от идеи до запуска

Создание онлайн-курса требует продуманного сценария, который служит дорожной картой для всей разработки. Без него сложно добиться логичного и увлекательного изложения материала, которое поможет обучаемым достичь своих целей. В статье рассматриваются ключевые этапы написания эффективного сценария.

Наши услуги по фото и видео для Вас!

Съемка обучающего видеоролика

Запиши видео урок с презентацией

Видео для инстаграма

Твой Инстаграм может больше! Разработаем захватывающее видео. Пиши!

Видеосъемка москва

Москва сквозь объектив: Профессиональная видеосъемка.
ТЕГИ
электронное обучение, сценарий курса,онлайн-курсы, разработка курсов, дистанционное обучение, методология обучения, планирование курсов, профессиональное развитие, учебные материалы, создание контента

О чем урок:

Создание эффективного онлайн-курса — сложный и многоэтапный процесс, требующий стратегического планирования и внимания к деталям. Важнейшим компонентом в этом процессе является сценарий, который играет роль дорожной карты, позволяющей структурировать курс и обеспечить логическую последовательность изложения материала. Эта статья — третья в цикле «Как создать обучающий онлайн-курс с нуля», и она посвящена ключевому аспекту разработки онлайн-курсов: написанию сценария, который определяет не только содержание, но и формат подачи информации, а также элементы, вовлекающие обучаемых и способствующие достижению образовательных целей.

При написании сценария необходимо учитывать тип курса (информационный, мотивационный или тренинговый), определять ключевые элементы, такие как сюжет, персонажи и конфликты, а также создавать план, обеспечивающий логическую последовательность тем. Важно, чтобы сценарий был доступным и понятным для целевой аудитории, и чтобы он включал интерактивные элементы, повышающие вовлеченность и эффективность обучения. Завершающими этапами являются редактирование и проверка сценария, что позволяет устранить возможные ошибки и улучшить его структуру перед финальным запуском курса.
Методист, дизайнер, автор, контент-менеджер, преподаватель, тренер, координатор , руководитель

Кому полезна статья:

  1. Методистам — специалистам, занимающимся разработкой учебных программ и материалов, которым необходимо понимать, как создать структурированный и эффективный сценарий для онлайн-курсов.
  2. Инструкционным дизайнерам — профессионалам, отвечающим за проектирование образовательных курсов и программ, которые ищут способы улучшить структуру и содержание онлайн-курсов.
  3. Авторам курсов и контент-менеджерам — тем, кто разрабатывает и управляет контентом для онлайн-обучения, чтобы сделать материалы более последовательными и эффективными.
  4. Преподавателям и тренерам — тем, кто хочет адаптировать свои учебные материалы для онлайн-формата, чтобы повысить вовлечённость и успеваемость студентов.
  5. Координаторам учебных программ — специалистам, которые планируют и организуют онлайн-обучение в корпоративной среде, стремясь к эффективной реализации курсов.
  6. Дизайнерам образовательного контента — специалистам, отвечающим за визуальное оформление курсов, которым нужно учитывать сценарий при создании мультимедийных материалов.
  7. Руководителям проектов в сфере онлайн-обучения — менеджерам, отвечающим за разработку и внедрение учебных программ, которые хотят обеспечить высокое качество курсов на всех этапах их создания.
Как написать сценарий к курсу

С чего начать?

Создание эффективного онлайн-курса — это процесс, требующий тщательной подготовки, стратегического планирования и внимательного подхода к каждому этапу разработки. Данная статья является третьей частью цикла «Как создать обучающий онлайн-курс с нуля», и в ней мы подробно рассмотрим один из ключевых аспектов успешного проекта — создание хорошо проработанного сценария. Без него, как без чертежей для архитектора или сценария для режиссера, сложно создать качественный продукт, который действительно поможет обучаемым достичь поставленных целей.

Прежде чем погрузиться в технические детали, важно понять, почему сценарий так важен. Представьте себе съемку фильма без сценария: актёры не знают своих реплик, сцены не связаны между собой, сюжет расплывчатый и непонятный. В результате фильм проваливается в прокате. То же самое происходит и с онлайн-курсом, если его разработка начинается без четкого плана. Сценарий — это своего рода дорожная карта, которая позволяет структурировать информацию, определить ключевые моменты курса и обеспечить логическую последовательность изложения материала.
Определение типа курса

Шаг 1. Определение типа курса

Первый шаг в написании сценария — определение типа курса. Это может быть информационный, мотивационный или тренинговый курс. Каждый тип имеет свои особенности, и от вашего выбора зависит сложность и структура сценария.
1. Информационный курс — нацелен на передачу знаний. Задача такого курса — донести до обучаемых информацию по конкретной теме, объяснить, как использовать полученные знания на практике.
Примером может служить курс по ознакомлению сотрудников с новым продуктом компании. Сценарий такого курса будет простым: вы описываете, какая информация будет представлена на каждом слайде. Здесь может не быть сложных сюжетов или героев, важнее четко и логично изложить материал.
Информационные курсы часто используются для обучения сотрудников новым правилам или процедурам, ознакомления с корпоративной культурой или представления нового продукта или услуги. Важно, чтобы информация в таком курсе была актуальной, достоверной и легкой для восприятия. Для этого сценарист должен тесно сотрудничать с экспертами в данной области, чтобы обеспечить точность и полноту материала.

2. Мотивационный курс — должен изменить отношение обучаемых к определенной теме или мотивировать их на выполнение определенных действий. Например, это может быть курс по соблюдению техники безопасности на рабочем месте. В таком курсе важно использовать персонажей и практические задания, которые вовлекут пользователей и помогут им лучше усвоить материал.
Мотивационные курсы часто включают элементы геймификации, которые помогают повысить уровень вовлеченности обучаемых. Это могут быть системы достижений, баллы, награды или даже рейтинги. В сценарии важно предусмотреть, как и когда будут появляться эти элементы, чтобы они органично вписывались в процесс обучения и способствовали достижению целей курса. Например, каждый раз, когда обучаемый завершает раздел курса или успешно выполняет задание, он может получать баллы, которые затем можно обменять на виртуальные награды.

3. Тренинговый курс — самый сложный тип, так как его задача — развить у обучаемых новые навыки или улучшить уже имеющиеся. В этом случае сценарий должен включать в себя историю, конфликт, взаимодействие с персонажами, практические задания и тесты. Такой курс требует тщательной проработки всех элементов, чтобы обеспечить максимальное вовлечение и эффективность обучения.

Тренинговые курсы могут охватывать самые разные навыки: от развития коммуникативных способностей до освоения сложных технических умений. Например, курс по управлению проектами может включать в себя моделирование реальных ситуаций, с которыми сталкиваются менеджеры, а также задания, требующие анализа данных и принятия решений. Важно, чтобы такие задания были максимально приближены к реальным условиям работы, что позволит обучаемым легко перенести полученные знания и навыки в реальную жизнь.
Определение элементов курса

Шаг 2. Определение элементов курса

После того как вы определились с типом курса, следующим шагом станет выбор его элементов. В тренинговом курсе это может быть сюжет, главный герой, второстепенные персонажи, конфликт, место и время действия, а также введение и заключение.
Эти элементы помогают создать структуру курса и сделают обучение более увлекательным и запоминающимся. Рассмотрим подробнее, как работать с этими элементами на примере курса «Холодные звонки по горячему телефону», созданного для менеджеров турагентства.

1.Сюжет — основа любой истории. Важно, чтобы он отражал реальные проблемы и ситуации, с которыми сталкиваются обучаемые. Например, сюжет может быть построен вокруг менеджера, который боится делать холодные звонки клиентам, но должен научиться преодолевать свой страх и успешно заключать сделки.
Важно помнить, что сюжет должен быть динамичным, содержать повороты и конфликты, которые заставят обучаемых активно включаться в процесс. Хороший сюжет помогает поддерживать интерес и мотивацию на протяжении всего курса. Для этого можно использовать методы нарративного дизайна, при котором история развивается по мере прохождения курса, а обучаемые становятся участниками этой истории. Например, в курсе по продажам можно создать ситуацию, когда главный герой получает все более сложные задания, сталкиваясь с различными типами клиентов и их возражениями.
2.Главный герой — персонаж, с которым обучаемые могут себя ассоциировать. Он должен быть максимально похож на целевую аудиторию по полу, возрасту, стилю общения и даже одежде. Это поможет лучше вовлечь обучаемых в процесс и сделать курс более эффективным.
Главный герой должен быть не просто абстрактным персонажем, но и воплощать в себе черты, характерные для целевой аудитории. Например, если курс предназначен для молодых специалистов, то главный герой должен быть таким же молодым, амбициозным и готовым к новым вызовам. Важно, чтобы обучаемые могли идентифицировать себя с этим героем, видеть в нем свое отражение, что способствует более глубокому погружению в обучение.

3.Действующие лица — персонажи, с которыми взаимодействует главный герой. Они помогают моделировать реальные ситуации и вовлекать обучаемых в обучение. В нашем примере это может быть клиент, с которым менеджер ведет переговоры.
Действующие лица могут быть как позитивными, так и негативными персонажами, создавая дополнительные слои конфликта и напряжения в сюжете. Например, в курсе по переговорам может быть создана ситуация, когда клиент ведет себя агрессивно или скептически, что заставляет главного героя использовать различные техники убеждения и работы с возражениями. Это помогает обучаемым развивать свои навыки в условиях, максимально приближенных к реальным.

4.Конфликт — сложная задача, которую должен решить главный герой. Преодолевая её, он приобретает новые навыки. В нашем курсе это может быть страх звонка и необходимость заключить сделку.
Конфликт — это двигатель сюжета, который заставляет главного героя действовать и развиваться. Важно, чтобы конфликт был реалистичным и отражал реальные проблемы, с которыми сталкивается целевая аудитория. Например, в курсе по управлению стрессом можно создать ситуацию, когда герой сталкивается с перегрузкой на работе, и ему необходимо научиться справляться с этим вызовом, применяя техники управления временем и стрессом.

5.Место действия — окружение, в котором разворачивается сюжет. Это может быть офис, квартира клиента или другое место, связанное с темой курса. Важно, чтобы локации были детально проработаны и соответствовали реалиям, чтобы усилить эффект погружения в обучение.
Место действия играет важную роль в создании атмосферы курса. Например, кулинарный курс имеет смысл проводить на профессиональной кухне,для чего может потребоваться аренда кухни с оборудованием в Москве. Это позволит обучаемым увидеть детали, которые они могут использовать в реальной практике. В таком курсе важно тщательно описать и визуализировать кухонное пространство, оборудование и инструменты, чтобы обучаемые могли легко представить себе рабочую среду. Это поможет создать более глубокое погружение в процесс обучения и даст учащимся представление о том, как они смогут применять свои навыки на практике в реальной кулинарной студии.

6.Время действия — важно определить, когда происходят события курса. Это может быть рабочий день или, например, вечер, когда менеджеры звонят клиентам после их работы.
Время действия влияет на восприятие ситуации и на логику действий персонажей. Время действия также может влиять на тональность и стиль изложения материала. Например, если курс предназначен для изучения в рабочее время, его структура и ритм могут быть более интенсивными, чтобы поддерживать высокий уровень вовлеченности. Если же курс рассчитан на вечернее время, когда обучаемые могут быть уставшими, важно учитывать это в сценарии и использовать более расслабленный тон и темп изложения.

7.Введение и заключение — важные элементы, которые помогают структурировать курс. Введение должно кратко познакомить обучаемых с целью и задачами курса, а заключение — подвести итоги и предложить рекомендации для дальнейшего обучения.
Введение — это первый контакт обучаемых с курсом, и важно, чтобы оно было максимально привлекательным и мотивирующим. Здесь можно использовать элементы сторителлинга, чтобы заинтересовать аудиторию с самого начала. Например, можно начать с интригующего вопроса или описания проблемы, которая будет решена в ходе курса. Заключение, в свою очередь, должно не только подвести итоги, но и предложить обучаемым следующие шаги, будь то дополнительные ресурсы для изучения или практические задания для самостоятельного выполнения.
Составление плана курса

Шаг 3. Составление плана курса

После определения всех элементов курса, включая стоимость онлайн-курсов, необходимо составить его план. Это поможет структурировать материал и избежать путаницы. План должен включать все ключевые темы и подтемы курса, а также последовательность их изложения.
План курса — это своего рода «скелет», на который потом будет «наращиваться» весь остальной материал. Хорошо проработанный план позволяет избежать избыточности информации, помогает логично выстроить последовательность тем и сделать курс более структурированным и понятным для обучаемых.

Логическая последовательность
Одним из важнейших аспектов при составлении плана курса является логическая последовательность изложения материала. Это означает, что темы должны переходить одна в другую, постепенно усложняясь. Например, если курс посвящен управлению проектами, сначала стоит рассмотреть основы проектного менеджмента, затем перейти к планированию и организации работы, и только потом рассматривать вопросы управления рисками и командой.
Последовательность тем может быть линейной или нелинейной, в зависимости от целей курса. Линейная структура подходит для курсов, где каждый последующий модуль строится на основе предыдущего. Нелинейная структура может быть полезна для курсов, где обучаемые могут выбирать темы для изучения в произвольном порядке, в зависимости от своих интересов или потребностей.
Продолжительность модулей
Важно также учитывать продолжительность каждого модуля. Чрезмерно длинные модули могут утомить обучаемых, в то время как слишком короткие могут показаться поверхностными. Оптимальная продолжительность модуля зависит от сложности материала и целевой аудитории, но в среднем она составляет от 10 до 20 минут.
Продолжительность модулей также зависит от формата курса. Например, для корпоративного обучения часто используются короткие микрокурсы, которые обучаемые могут проходить в удобное для себя время, не отвлекаясь надолго от работы. Такие курсы обычно разбиваются на небольшие модули, каждый из которых посвящен одной конкретной теме или навыку.

Разнообразие форматов
План курса должен учитывать разнообразие форматов подачи материала. Это могут быть тексты, видео, интерактивные задания, тесты и многое другое. Чем разнообразнее форматы, тем интереснее и эффективнее будет обучение.
Использование различных форматов позволяет учитывать разные стили обучения. Например, визуальные обучаемые лучше усваивают информацию через графику и видео, тогда как кинестетики предпочитают интерактивные задания, где можно что-то делать руками. Интеграция разнообразных форматов в курс позволяет сделать обучение более доступным и привлекательным для широкой аудитории.
Написание текста сценария

Шаг 4. Написание текста сценария

Когда план готов, можно приступать к написанию текста сценария. Важно помнить, что язык должен быть простым и доступным, чтобы обучаемые могли легко воспринимать информацию. В то же время текст должен быть информативным и содержательным.

При этом необходимо рассмотреть следующие моменты:

1. Подача материала. При написании сценария важно помнить, что материал должен подаваться постепенно. Начинайте с простого и постепенно усложняйте задачи. Это поможет обучаемым легче усваивать информацию.
Подача материала должна быть логичной и последовательной. Избегайте перескоков между темами и старайтесь, чтобы каждая новая тема логически вытекала из предыдущей. Также важно учитывать уровень подготовки обучаемых. Если курс предназначен для новичков, начните с основ и не углубляйтесь в сложные темы. Если же курс для продвинутых пользователей, можно сразу переходить к более сложным вопросам.

2. Интерактивные элементы. Сценарий должен включать интерактивные элементы, которые помогут вовлечь обучаемых в процесс. Это могут быть викторины, тесты, задачи на решение проблем и другие активности.
Интерактивные элементы не только делают курс более интересным, но и способствуют лучшему усвоению материала. Например, после изучения теоретической части можно предложить обучаемым пройти тест, чтобы проверить свои знания. Это помогает закрепить материал и дает обучаемым возможность оценить свой прогресс.

3. Использование мультимедиа. Мультимедийные элементы, такие как видео, анимации, инфографика, могут значительно улучшить восприятие материала. Важно, чтобы они были органично встроены в курс и поддерживали основную тему.
Мультимедиа могут быть особенно полезны при объяснении сложных понятий или процессов. Например, вместо того чтобы просто описывать технологический процесс, можно использовать анимацию, которая наглядно покажет, как все происходит. Это помогает лучше понять материал и делает обучение более наглядным и запоминающимся.

Если ваш курс включает проведение вебинаров, также стоит учесть, что студии для проведения вебинаров в Москве могут предложить дополнительные возможности для использования мультимедиа и интерактивных элементов. Обратитесь к ним, чтобы обеспечить качественное вещание и техническую поддержку во время вебинаров
Редактирование и проверка сценария

Шаг 5. Редактирование и проверка сценария

После написания текста сценария важно провести его тщательное редактирование и проверку на соответствие целям курса. Возможно, какие-то элементы придется убрать, а какие-то — наоборот, добавить.
Редактирование сценария — это важный этап, который помогает выявить и исправить ошибки, устранить избыточность или недостаточность информации, улучшить структуру и стиль изложения. На этом этапе также важно проверить, насколько сценарий соответствует целям курса и его целевой аудитории.
При этом важно проверить его на ряд параметров.

Проверка на соответствие целям.
Одним из ключевых критериев оценки сценария является его соответствие целям курса. Например, если цель курса — обучить сотрудников новым правилам безопасности, необходимо убедиться, что все модули и задания действительно направлены на достижение этой цели.
Проверка на соответствие целям курса также включает оценку логики изложения материала. Важно, чтобы каждая тема и задание способствовали достижению общей цели курса, а не отвлекали обучаемых на второстепенные вопросы. Если какие-то элементы сценария не соответствуют целям курса, их необходимо пересмотреть или исключить. В некоторых случаях может быть полезно заказать интервью с экспертами или потенциальными пользователями, чтобы получить дополнительную информацию и убедиться, что сценарий соответствует их ожиданиям.
Проверка на доступность
Важно также убедиться, что язык и стиль изложения понятны целевой аудитории. Если курс предназначен для широкого круга обучаемых, избегайте сложных терминов и профессионального жаргона, либо обязательно объясняйте их значения.
Проверка на доступность также включает оценку удобства использования курса. Это может включать тестирование навигации, интерфейса и других элементов, которые влияют на удобство использования курса. Важно, чтобы обучаемые могли легко находить нужную информацию и понимать, как выполнять задания.

Тестирование на реальной аудитории
Тестирование курса на небольшой группе обучаемых позволяет выявить слабые места сценария и внести необходимые коррективы. Обратная связь от пользователей поможет улучшить курс перед его финальным запуском.
Тестирование также позволяет оценить, насколько курс соответствует ожиданиям целевой аудитории. Например, если обучаемые считают курс слишком сложным или, наоборот, слишком простым, это может указывать на необходимость пересмотра уровня сложности материала. Также важно учитывать, насколько обучаемые вовлечены в процесс и заинтересованы в прохождении курса.

Заключение

Написание сценария для онлайн-курса — это сложный и многоэтапный процесс, который требует внимательности, креативности и глубокого понимания целей обучения. Важно помнить, что сценарий — это не просто набор текстов и слайдов. Это комплексный документ, который помогает структурировать информацию, определить ключевые моменты курса и обеспечить логическую последовательность изложения материала. Так же, как советы Дудя — как брать интервью помогают выстроить успешный диалог, хороший сценарий помогает создать качественный онлайн-курс, который будет эффективным и полезным для обучаемых.
Этапы создания сценария — от определения типа курса до проверки на соответствие целям и задачам — помогут вам структурировать процесс и избежать ошибок. Главное — помнить, что сценарий должен быть четким, логичным и доступным для понимания целевой аудитории.
Алексей Чесноков блогер
Маркетолог
Статью подготовил Алексей Чесноков. Создатель сети фотостудий и видеостудии, видеоблогер, практикующий маркетолог, преподаватель маркетинга и интернет маркетинга в ведущих университетах, бизнес-школах и тренинговых центрах Москвы.
Эта статья была для Вас полезной?

Посты об онлайн-курсах

Хотите больше знать об онлайн-курсах? Читайте посты из нашего блога!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:

Made on
Tilda