Урок 2.Как определить учебные цели и изучить целевую аудиторию вашего онлайн-курса

Создание эффективного онлайн-курса: определение целей и подхода к аудитории

Во втором уроке обсуждаются этапы определения целей и задач обучения, а также изучение целевой аудитории. Вы узнаете, как правильно установить цели, разделить их на подзадачи и адаптировать курс под потребности сотрудников. Далее приводятся советы по анализу аудитории и созданию эффективных материалов.

Наши услуги по фото и видео для Вас!

Снять видеокурсы

Снять обучающее видео

Видео для сторис

Выделяйся в Сторис! Профессиональное видео от нас. Заказывай сейчас

Видеоролик съемка

Видеосъемка для маркетплейсов Съемка видеороликов: Рассказываем истории ярко.
ТЕГИ
создание онлайн-курсов, корпоративное обучение, цели курса, анализ аудитории, разработка курсов, эффективное обучение, оценка курса, адаптация обучения, тестирование материалов, обратная связь

О чем урок:

Данный урок является второй частью цикла о разработке онлайн-курсов с нуля. В ней акцентируется внимание на необходимости четкого определения целей курса, которые должны поддерживать общие бизнес-цели компании. Автор делится методами декомпозиции целей и формулировки конкретных задач, что поможет структурировать обучение и сделать его более целенаправленным. Важное место занимает практика и оценка достижений, что позволяет создать курс, способствующий реальному применению знаний на практике и повышению мотивации учащихся.

Кроме того, статья подчеркивает значимость изучения целевой аудитории, включая её демографические характеристики, профессиональный опыт и предпочтения в обучении. Приводятся рекомендации по адаптации курса под условия обучения и обеспечения доступности материалов. Также рассматривается этап подготовки материалов, включая создание оригинального контента и использование мультимедийных инструментов. Заключение статьи обращает внимание на важность постоянного обновления курса и получения обратной связи от тестовой группы для обеспечения актуальности и эффективности обучения.
HR-менеджер, специалист по обучению, корпоративный тренер, разработчик контента, инструктор, преподаватель

Кому полезна статья:

  1. HR-менеджерам и специалистам по обучению — они отвечают за разработку и внедрение программ повышения квалификации и обучения сотрудников. Понимание этапов создания эффективного онлайн-курса поможет им создать качественные и результативные программы.
  2. Корпоративным тренерам — эти профессионалы проводят тренинги и семинары для сотрудников компаний. Знание о том, как правильно формулировать цели курса и изучать аудиторию, позволит им сделать свои тренинги более целенаправленными и эффективными.
  3. Разработчикам образовательного контента — они занимаются созданием учебных материалов и программ. Для них важно знать, как правильно структурировать информацию и адаптировать её под потребности целевой аудитории.
  4. Инструкторам и преподавателям — люди, которые ведут онлайн-курсы и тренинги, будут заинтересованы в создании содержательных и эффективных программ обучения, которые помогут учащимся достигать конкретных целей.
  5. Менеджерам по корпоративному развитию — они занимаются планированием стратегий развития компании, включая обучение и развитие сотрудников. Знание о создании онлайн-курсов поможет им интегрировать обучение в общую стратегию компании.
  6. Специалистам по IT и цифровому обучению — эти профессионалы внедряют и поддерживают платформы для онлайн-обучения. Понимание процессов создания курса и подготовки материалов поможет им лучше поддерживать технические аспекты.
  7. Аналитикам по обучению и развитию — они проводят анализ эффективности программ обучения и предоставляют рекомендации по их улучшению. Знание ключевых этапов создания курса позволит им более точно оценивать его качество и эффективность.
создание онлайн-курса
В современном мире онлайн-обучение становится неотъемлемой частью корпоративного развития. Компании всё чаще обращаются к формату онлайн-курсов, чтобы обеспечить своих сотрудников актуальными знаниями и навыками. Однако создание качественного курса — это сложный процесс, требующий не только технических навыков, но и глубокого понимания образовательных потребностей аудитории. Важно не просто создать набор учебных материалов, а разработать структурированную программу, которая будет отвечать реальным задачам бизнеса и мотивировать сотрудников к обучению.

Эта статья — вторая часть цикла, посвящённого созданию онлайн-курсов с нуля. В первой статье мы рассматривали начальные этапы разработки: от выбора темы курса до определения ключевых задач. В данном материале мы углубимся в определение задач обучения и изучение целевой аудитории — шаги, которые играют решающую роль в успешной реализации курса.

Мы обсудим, как установить чёткие учебные цели, учесть особенности целевой аудитории и подготовить материалы, которые будут интересными, понятными и практичными для участников.

Эффективный онлайн-курс начинается с точного определения целей и задач. Нужно учитывать не только общие бизнес-цели компании, но и конкретные образовательные потребности сотрудников. Важно изучить целевую аудиторию, понять её особенности и предпочтения в обучении. Следуя этим рекомендациям, вы сможете создать курс, который принесет ощутимую пользу и станет важным инструментом в развитии ваших сотрудников.
Определение цели курса

Шаг 1. Определение цели курса

Первый и, пожалуй, самый важный шаг в создании онлайн-курса — это формулирование его целей. Без четкого понимания конечного результата, который должен быть достигнут по завершении обучения, вы рискуете создать курс, не имеющий практической ценности для учащихся.

Определение бизнес-цели и учебной цели

Важно различать бизнес-цель курса и учебную цель. Бизнес-цель связана с общей стратегией компании, тогда как учебная цель направлена на приобретение конкретных знаний и навыков сотрудниками. Например, если бизнес-цель состоит в увеличении продаж на 20% в течение года, то учебная цель может заключаться в том, чтобы научить сотрудников грамотно работать с возражениями клиентов и презентовать продукты компании в выгодном свете. Важно понимать, что учебная цель должна подкреплять бизнес-цель, но быть при этом более узконаправленной и достижимой.

Примеры формулировки целей курса

Рассмотрим несколько примеров формулировок целей для разных типов курсов:
  1. Курс для менеджеров по продажам может иметь цель: «Сотрудник должен увеличить количество заключенных сделок на 15% за счет улучшения навыков ведения переговоров».
  2. Курс для сотрудников HR отдела может быть направлен на обучение их проведению собеседований с кандидатами. Цель: «Сотрудник должен уметь выявлять ключевые компетенции кандидатов и принимать обоснованные решения по их приему на работу».
  3. Для курса по технике безопасности на производстве цель может быть следующей: «Сотрудник должен освоить правила работы с опасным оборудованием и научиться предотвращать аварийные ситуации».

Декомпозиция целей

Как уже упоминалось, после определения общей цели курса, необходимо провести декомпозицию этой цели. Это процесс разбиения цели на более мелкие задачи, каждая из которых является шагом на пути к достижению главного результата. Например, если цель курса — научить сотрудников работать с возражениями клиентов, то подцели могут включать такие задачи, как: изучение типов возражений, освоение техники активного слушания, развитие навыков убеждения и отработки возражений на практике.

Такой подход не только упрощает процесс создания курса, но и позволяет вам четко структурировать материал, определить, какие темы требуют углубленного изучения, а какие можно рассмотреть поверхностно. Кроме того, декомпозиция целей помогает определить, какие инструменты и методы обучения будут наиболее эффективными для достижения поставленных задач.

Практическое применение целей курса

Важно, чтобы цели курса были не просто формальными, но и практическими, применимыми в реальной жизни. Например, цель курса по кулинарии может быть сформулирована следующим образом: «участник курса должен уметь приготовить десять сложных блюд». Такая цель не только конкретна, но и предоставляет четкое представление о том, какие навыки и умения будут приобретены. Но не надо забывать, что для записи такого курса может потребоваться аренда кухни для практических занятий.
Изучение целевой аудитории

Шаг 2. Изучение целевой аудитории

Понимание целевой аудитории — это ключ к успешному созданию онлайн-курса. Незнание или недооценка особенностей аудитории может привести к тому, что курс окажется слишком сложным, слишком простым или просто неинтересным для тех, кто должен его пройти.

Демографический и профессиональный анализ аудитории

На этапе изучения целевой аудитории важно собрать как можно больше информации о людях, которые будут проходить курс. Это включает в себя возраст, пол, уровень образования, профессиональный опыт, уровень владения компьютерными технологиями и т.д.

Например, курс, предназначенный для молодых специалистов в IT-сфере, должен учитывать их высокий уровень владения технологиями и предпочтение к интерактивным методам обучения. В то же время, если курс рассчитан на более возрастную аудиторию, возможно, потребуется снизить уровень технологической сложности и больше внимания уделить традиционным методам обучения.

Учебные предпочтения и стили обучения

Не менее важно учитывать учебные предпочтения аудитории. Например, некоторые сотрудники предпочитают визуальные материалы, такие как видео и инфографика, в то время как другие лучше усваивают информацию через чтение текстов или прослушивание аудио. Существуют также различные стили обучения: одни люди предпочитают обучение в своем темпе, другие же лучше усваивают материал в условиях жестких дедлайнов. Учитывая эти особенности, вы сможете создать курс, который будет соответствовать ожиданиям и потребностям вашей аудитории.

Мотивация и барьеры к обучению

Один из самых важных аспектов изучения целевой аудитории — это понимание мотивации учащихся. Почему они должны пройти этот курс? Что они получат в результате обучения? Если мотивация аудитории недостаточна, велика вероятность, что курс не будет воспринят всерьез, и сотрудники просто не завершат его. Возможно, курс нужен для повышения квалификации, получения нового звания или повышения по службе. Если мотивация внутреннего характера недостаточна, ваша задача — создать внешнюю мотивацию. Например, объяснить, как новые знания и навыки помогут сотрудникам лучше справляться с текущими задачами, сэкономить время или получить дополнительные бонусы от компании.

Адаптация курса под условия обучения

Условия, в которых сотрудники будут проходить обучение, также требуют тщательного анализа. Например, если обучение будет проходить на рабочем месте, важно учитывать наличие и доступ к компьютерам, возможность использования звуковых материалов и время, которое сотрудник сможет выделить на обучение в течение рабочего дня. Если обучение будет происходить дистанционно, нужно убедиться, что курс адаптирован для мобильных устройств и доступен в удобное для сотрудников время. При этом может потребоваться его интеграция на платформу для проведения вебинаров.
Сформулируйте задачу обучения

Шаг 3. Сформулируйте задачу обучения

Определение задач обучения — это логическое продолжение формулирования целей курса и изучения целевой аудитории. Задачи обучения должны быть конкретными, измеримыми и достижимыми. Они представляют собой шаги, которые необходимо пройти для достижения цели курса.

Анализ текущей ситуации и определение точек роста

Прежде чем формулировать задачи обучения, важно провести анализ текущей ситуации: что сотрудники уже умеют, а чему еще нужно научиться? Какими навыками и знаниями они уже обладают, а какие необходимо развить? Этот анализ помогает определить, где находится ваша аудитория сейчас (точка «А») и куда вы хотите их привести (точка «Б»). Например, если текущая проблема заключается в недостаточном уровне знаний о продуктах компании среди продавцов, задача обучения может заключаться в предоставлении подробной информации о каждом продукте и обучении техникам их эффективного продвижения.

Декомпозиция задач обучения

Как и в случае с целями, задачи обучения можно и нужно декомпозировать на более мелкие и конкретные шаги. Это позволит лучше структурировать материал и сделать процесс обучения более последовательным и логичным. Например, если задача курса заключается в обучении работе с новым программным обеспечением, ее можно разбить на подзадачи: изучение интерфейса, освоение базовых функций, работа с продвинутыми инструментами и т.д. Такой подход помогает избежать перегрузки учащихся информацией и позволяет им лучше усваивать материал, постепенно переходя от простого к сложному.

Практическая составляющая обучения

Важно помнить, что обучение должно быть не только теоретическим, но и практическим. Задачи курса должны включать в себя выполнение практических заданий, которые помогут учащимся закрепить полученные знания и навыки. Например, если задача курса заключается в обучении продажам, практическими заданиями могут быть ролевые игры, симуляции переговоров с клиентами или тестирование навыков работы с возражениями. Практические задания не только повышают интерес к обучению, но и помогают учащимся лучше запомнить материал и подготовиться к его применению в реальной работе. Для записи таких уроков может понадобится аренда студии для онлайн-трансляции.

Оценка и контроль достижений

Неотъемлемой частью задач обучения является разработка системы оценки и контроля достижений учащихся. Это могут быть тесты, контрольные задания, выполнение практических кейсов или проектные работы. Оценка должна быть объективной и справедливой, а результаты — прозрачными и доступными для учащихся. Важно, чтобы система оценки не только проверяла знания, но и давала возможность учащимся понять, где они допускают ошибки и как их исправить. Это поможет не только лучше усвоить материал, но и повысить мотивацию к дальнейшему обучению.
Подготовка материалов

Шаг 4. Подготовка материалов

После того как цели и задачи курса определены, а аудитория изучена, наступает этап подготовки материалов. Это ключевой момент, от которого зависит, насколько качественным и эффективным будет ваш курс.

Сбор и анализ существующих материалов

Прежде чем создавать новые материалы, имеет смысл провести анализ уже существующих. Возможно, у вас уже есть наработки, которые можно использовать в новом курсе. Это могут быть презентации, текстовые материалы, видеозаписи, тесты и т.д. Важно оценить их актуальность, качество и соответствие поставленным задачам. Если материалы требуют доработки, это нужно сделать до того, как они будут включены в курс. Например, если у вас есть устаревшая презентация по теме, которую вы хотите включить в курс, имеет смысл обновить информацию, добавить новые данные и визуализацию.

Создание оригинальных материалов

Если существующих материалов недостаточно или они не соответствуют требованиям, необходимо создавать новые. При этом важно учитывать не только содержание, но и формат подачи информации. Например, для визуалов лучше подойдут видео и инфографики, а для аудиалов — подкастыили озвученные презентации. Текстовые материалы должны быть лаконичными, структурированными и легко читаемыми. Не забывайте также о том, что современные курсы должны быть адаптированы для различных устройств — от настольных компьютеров до смартфонов и планшетов.

Использование мультимедийных инструментов

Современные технологии позволяют создавать интерактивные и увлекательные материалы для онлайн-курсов. Использование мультимедийных инструментов, таких как видео, аудио, анимация, интерактивные задания и симуляции, делает обучение более разнообразным и интересным для учащихся. Например, вместо обычного текста о технике безопасности можно создать интерактивную симуляцию, где учащийся должен выполнить ряд действий, чтобы избежать аварийной ситуации. Такие задания не только лучше запоминаются, но и позволяют учащимся применять полученные знания на практике.

Интеграция курсов на платформу

На этапе подготовки материалов важно также решить, на какой платформе будет размещен курс. Платформа должна поддерживать все необходимые функции: от загрузки мультимедийных материалов до проведения тестов и выдачи сертификатов. Выбор платформы зависит от многих факторов, таких как бюджет, количество учащихся, требуемый функционал и т.д. Например, если ваш курс рассчитан на большое количество сотрудников и предполагает использование различных мультимедийныхматериалов, имеет смысл выбрать платформу, которая поддерживает загрузку видео, аудио, интерактивных заданий и т.д.

Тестирование материалов

Перед запуском курса важно протестировать все материалы, чтобы убедиться, что они работают корректно на всех устройствах, легко загружаются и понятны для учащихся. Например, если курс включает в себя видео, убедитесь, что оно воспроизводится на всех типах устройств и не требует высокой скорости интернета. Тестирование позволяет выявить и устранить возможные ошибки и проблемы до того, как курс будет запущен для широкой аудитории.

Обратная связь от тестовой группы

Полезно также получить обратную связь от небольшой группы тестовых пользователей. Это могут быть ваши коллеги или сотрудники, которые будут проходить курс. Их мнения и комментарии помогут вам понять, насколько материалы понятны, интересны и полезны для целевой аудитории. Например, если тестовая группа отметит, что некоторые задания слишком сложные или, наоборот, слишком простые, вы сможете скорректировать их до запуска курса. При получении обратной связи необходимо учитывать то,  как правильно брать интервью.

Планирование времени на обучение

Важно учитывать, сколько времени учащиеся смогут выделить на прохождение курса. Это зависит от многих факторов, таких как рабочая нагрузка, график работы, наличие свободного времени и т.д. Если курс слишком длительный или насыщенный, сотрудники могут просто не найти времени для его прохождения. Оптимальным вариантом является разбивка курса на небольшие модули, которые можно проходить в удобное время. Например, вместо одного большого урока на полтора часа можно сделать несколько коротких уроков по 15-20 минут, которые легче встроить в рабочий график.

Постоянное обновление материалов

Даже после того, как курс запущен, важно следить за актуальностью материалов и регулярно их обновлять. Это особенно важно в быстро меняющихся областях, таких как IT, маркетинг или правовое регулирование. Например, если в законодательстве произошли изменения, необходимо оперативно внести их в соответствующие материалы курса. Постоянное обновление позволяет поддерживать курс в актуальном состоянии и делать его полезным для учащихся в долгосрочной перспективе.
Советы эксперта

Заключение

Создание онлайн-курса — это многогранный и сложный процесс, требующий тщательной подготовки на каждом этапе. От того, насколько четко вы определите цели курса, изучите целевую аудиторию и сформулируете задачи обучения, зависит успешность обучения и его влияние на бизнес-процессы компании. Использование студии для интервью и тестирования материалов может значительно повысить качество курса, обеспечив реалистичное и профессиональное представление содержания.

Определение цели курса позволяет вам сконцентрироваться на конечном результате, а декомпозиция задач — структурировать обучение и сделать его более последовательным. Изучение целевой аудитории помогает адаптировать материалы под потребности учащихся, а качественная подготовка материалов — создать интересный и эффективный курс, который принесет реальную пользу. Не забывайте также о важности тестирования материалов, получения обратной связи и постоянного обновления курса. Эти шаги помогут вам избежать многих ошибок и сделать курс не только полезным, но и востребованным.

Таким образом, создание онлайн-курса — это не просто техническая задача, а процесс, требующий глубокой аналитики, понимания потребностей аудитории и умения применять современные технологии. Следуя описанным шагам и используя такие ресурсы, как студии для интервью, вы сможете создать качественный и эффективный онлайн-курс, который будет востребован среди учащихся и принесет реальные результаты для вашей компании.
Алексей Чесноков блогер
Маркетолог
Статью подготовил Алексей Чесноков. Создатель сети фотостудий и видеостудии, видеоблогер, практикующий маркетолог, преподаватель маркетинга и интернет маркетинга в ведущих университетах, бизнес-школах и тренинговых центрах Москвы.
Эта статья была для Вас полезной?

Посты об Онлайн-курсах

Хотите больше знать об онлайн-курсах? Читайте посты из нашего блога!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:

Made on
Tilda