Урок 6. Как создать эффективные домашние задания для онлайн-курса?

Чек-лист для разработки домашних заданий: от идеи до реализации

В уроке акцентируется внимание на домашних заданиях как инструменте оценки знаний. Обсуждаются ключевые аспекты их разработки для онлайн-обучения. Подчеркивается важность того, чтобы задания оставались актуальными и мотивирующими для студентов.

Наши услуги по фото и видео для Вас!

Заказать обучающий видеоролик

Наша видео-студия предлагает оборудование и оптимальные условия для создания обучающих видео!

Видеокурсы
продакшн цена

Превращаем идеи в шедевры! Ваш надёжный продакшн.

Видеограф цена

Профессиональный видеограф по доступной цене.
ТЕГИ
Онлайн-обучение, дистанционное обучение, методика обучения, создание курса, образовательные технологии, эффективное обучение, разработка контента, оценка знаний, мотивация студентов, обратная связь

О чем урок:

Урок посвящен разработке домашних заданий в онлайн-обучении и является шестой в цикле о создании онлайн-курса с нуля. Он подчеркивает важность домашних заданий для достижения образовательных целей курса, рассматривая, как эффективные задания помогают студентам закрепить знания и развить практические навыки, необходимые в профессиональной деятельности. В условиях дистанционного обучения самостоятельные задания становятся основным инструментом оценки и контроля знаний, поэтому их разработка требует внимательного подхода, исследования рынка труда и учета возможностей студентов.

Основное внимание уделяется ключевым аспектам проектирования домашних заданий, таким как связь с изучаемым материалом, учитывание уровня сложности, ясность формулировок и использование знакомого студентам опыта. Урок также затрагивает разнообразие форматов заданий и важность обратной связи от преподавателя, а также необходимость поддержки студентов в их обучении. Это способствует созданию увлекательного и эффективного учебного процесса, который помогает студентам, осваивающим новые навыки, видеть практическое применение полученных знаний, и является логическим продолжением предыдущих материалов цикла о создании онлайн-курса.
Методист, преподаватель, разработчик, координатор, психолог, консультант, HR, эксперт

Кому полезен урок:

  1. Методистам дистанционного обучения - специалистам, занимающимся разработкой образовательных программ и курсов, следует знать, как правильно проектировать задания для студентов.
  2. Преподавателям онлайн-курсов - учителям, которые ведут курсы в формате дистанционного обучения, нужны навыки создания эффективных домашних заданий, чтобы поддерживать интерес и вовлеченность студентов.
  3. Специалистам по образовательным технологиям - профессионалам, работающим с платформами и инструментами для онлайн-обучения, необходимо понимать, как интегрировать разные форматы заданий в учебный процесс.
  4. Разработчикам образовательного контента - людям, создающим учебные материалы и задания, следует знать, какие факторы учитывать для разработки эффективных домашних заданий.
  5. Координаторам программ дополнительного образования - специалистам, занимающимся организацией курсов повышения квалификации, нужно понимать, как задачи помогают достичь образовательных результатов.
  6. Психологам или консультантам по обучению - специалистам, работающим с учащимися, стоит быть осведомленным о методах вовлечения и мотивации студентов, а также о важности обратной связи по заданиям.
  7. HR-специалистам или экспертам по обучению и развитию персонала - этим профессионалам следует быть осведомленным о важности практических навыков и реальных задач, которые могут быть использованы при обучении сотрудников.
Разработка домашних заданий в онлайн-обучении играет ключевую роль в достижении образовательных целей курса. Эти задания не только помогают студентам закрепить полученные знания, но и способствуют формированию практических навыков, необходимых в профессиональной деятельности. В условиях дистанционного обучения, где нет возможности непосредственного контакта с преподавателем, самостоятельные задания становятся основным инструментом для оценки и контроля знаний студентов. Однако создание эффективных домашних заданий требует тщательной подготовки и учёта множества факторов.
Рассмотрим ключевые аспекты проектирования домашних заданий для онлайн-курсов. Подробно остановимся на выборе форматов заданий, способах их интеграции в учебный процесс и том, как обеспечить студентов необходимыми ресурсами и поддержкой. Внимательное отношение к этим аспектам позволяет не только повысить качество образовательного процесса, но и создать условия для успешного и увлекательного обучения студентов.
Определяем цели и задачи

Определяем цели и задачи

Казалось бы, домашки — та часть программы онлайн-курса, которую можно продумать быстро. Это, конечно, совсем не так. Задания для самостоятельного выполнения проектируются вместе с основной программой и требуют от методиста столь же серьёзной подготовки, как разработка содержания лекций.
Для создания качественных домашних заданий важно ориентироваться на несколько ключевых аспектов:
  • Образовательные результаты. В практических курсах задания должны помочь студенту сформировать определённые навыки, а не только усвоить ключевые определения. Особенно это касается курсов дополнительного профессионального образования. Чтобы понять, какие образовательные результаты должны быть у студентов после курса, нужно исследовать рынок труда: какие запросы у работодателей к знаниям и навыкам представителей той специальности, которой посвящён курс, что потребуется студентам в будущей работе.
  • Например, если по итогам исследования выяснилось, что студент должен уметь писать текст рекламного объявления, то эта тема ляжет в основу одного или нескольких уроков, а в качестве практического задания учащемуся нужно будет написать текст рекламного объявления, используя полученные знания.
  • Финансовые и технические возможности. Безусловно, чем больше форматов самостоятельных заданий можно предложить студенту, тем лучше, однако если бюджет ограничен, то и красивую симуляцию реальной рабочей задачи построить тоже вряд ли получится. Иногда необходимо учитывать возможности платформы для онлайн-обучения, доступные ресурсы для создания интерактивных заданий, а также временные ограничения. Всё это влияет на выбор формата заданий и их сложности.
  • Опыт самих студентов. Важно учитывать их уровень знаний, возможности для обучения, возраст, увлечения и жизненные обстоятельства. Практическое задание должно быть для них посильным и с точки зрения необходимого на выполнение времени, и с точки зрения умений, которые для этого потребуются. Например, если целевая аудитория курса — студенты старших курсов, уже имеющие базовые знания в предметной области, то задания могут быть более сложными и требовать применения полученных ранее знаний. Однако, если курс рассчитан на начинающих, то задания должны быть более простыми и направленными на постепенное освоение новых тем.
  • Исследование аудитории. Поскольку в асинхронном онлайн-обучении все учатся порознь, у преподавателей нет возможности увидеть, как студент воспринял задание, всё ли ему понятно, загорелись ли у него глаза и появилось ли желание его выполнить. Невозможно быстро поправить все недочёты, на ходу адаптировать задание под целевую аудиторию. Поэтому в онлайне особенно важно заранее изучить, кто и для чего придёт на ваш курс, что им интересно, и разработать задание с учётом специфики разных сегментов аудитории. Понимание интересов и мотивации студентов позволяет сделать задания более персонализированными и увлекательными, что повышает их эффективность.
Руководство по интервью также может помочь в исследовании потребностей целевой аудитории, выявлении важных для них аспектов обучения и создании более подходящих заданий.
Основные правила подготовки практических заданий

Основные правила подготовки практических заданий

Для подготовки практических заданий есть несколько основных правил, которые полезно учитывать:
1. Связь с уроком или модулем. Задания должны быть основаны на информации из того урока или модуля, к которому они относятся. «Забежать вперёд» — значит вынудить студента самостоятельно изучать новую тему, повысить уровень сложности, а то и вовсе сделать задачу непонятной для учащегося. Это особенно важно для курсов, где материал выстраивается последовательно, и каждый новый модуль основывается на знаниях из предыдущего.
2. Сложность и время выполнения. Материал задания не должен превышать сложности урока, к которому это задание относится, а выполнение не должно требовать слишком много времени.
Даже если студент приступит к чересчур сложному заданию, его выполнение может сильно затянуться — и чем дальше, тем больше будет падать уровень мотивации. Поэтому важно внимательно оценить сложность задания и предусмотреть достаточное количество времени для его выполнения, чтобы студенты не чувствовали себя перегруженными.
3. Понятность формулировок. Все задания должны быть сформулированы подробно и понятно. Студенты должны чётко понимать, что от них требуется, чтобы не тратить время на выяснение деталей задания. Чем более ясными будут инструкции, тем меньше вероятность того, что студент допустит ошибки или не выполнит задание. Формулировки должны быть адаптированы под уровень подготовки студентов, чтобы избежать недоразумений.
4. Ориентация на знакомый опыт. В подготовке заданий по возможности стоит опираться на знакомый студентам опыт. Им будет куда интереснее проанализировать кейс из любимого сериала или сделать что-то по мотивам популярной у всех возрастов компьютерной игры, чем тренироваться на более скучном примере. Однако даже задача с «заимствованными» героями или обстоятельствами должна быть максимально приближена к реальной ситуации, с которой студент может столкнуться в своей профессиональной деятельности. Это поможет студентам лучше усвоить материал и увидеть практическое применение своих знаний.
А как подготовится к проведению вебинара? Чтобы успешно провести вебинар, важно заранее проработать все ключевые моменты, включая подготовку материалов, проверку технических аспектов и создание программы вебинара. Убедитесь, что у вас есть чёткое представление о целях мероприятия и что контент будет полезен и интересен для вашей аудитории.
Выбираем форматы

Выбираем форматы

Идеального и «единого» формата самостоятельных заданий, конечно же, не существует — всё зависит от подходов к проектированию программы, аудитории и целей. Но есть несколько видов заданий, которые будут актуальны практически для любого онлайн-курса:
1. Тесты. Этот формат поможет проверить, как студент запомнил и понял материал. Подходит как для практико-ориентированных курсов, так и для тех, которые направлены на освоение чисто теоретических дисциплин (например, курсов по философии, истории или литературе). Тесты позволяют быстро оценить знания студентов и дать им возможность проверить себя, что особенно важно в условиях дистанционного обучения. Как ни странно, студенты любят проходить тесты, несмотря на некоторое предвзятое отношение к такой форме проверки: они помогают им систематизировать знания, запомнить ключевые тезисы уроков, термины и формулы. Тесты также позволяют преподавателям быстро получить обратную связь о том, насколько хорошо усвоен материал, и при необходимости скорректировать программу.

2. Практические задания. Составляют основу курсов дополнительного профессионального образования или, например, курсов по творческим хобби, ведь именно они дают студенту возможность освоить желаемый навык. Такие домашние работы могут быть как индивидуальными, так и групповыми. А ещё они должны быть аутентичными — то есть максимально приближенными к реальным задачам, с которыми студенту придётся работать в будущем (особенно в курсах ДПО). Практические задания позволяют студентам применять теоретические знания на практике, что способствует более глубокому усвоению материала и развитию профессиональных навыков.
3. Тренажёры. У них есть множество форм — от разветвлённых квестов до больших VR-симуляций, однако во многом использование тренажёров зависит от технических возможностей. Но выход есть, даже если ресурсы ограничены: например, тот же квест можно сделать благодаря нехитрым программам (например, Twine, Branch Track и TextAdventure). Тренажёры позволяют создавать интерактивные задания, которые имитируют реальные рабочие ситуации, что особенно полезно для студентов, осваивающих новые навыки.
4. Задания на целеполагание и рефлексию. Статистика показывает, что мотивация взрослых студентов как минимум нестабильна — даже до первой лекции доходят далеко не все записавшиеся на курс. Поэтому в онлайн-обучении задачи на целеполагание особенно полезны. Но не все студенты воспринимают их позитивно, поскольку могут просто не видеть в них смысла. Это может быть связано с тем, что в России в принципе не очень развиты культура и навык рефлексии. Однако задания на целеполагание и рефлексию помогают студентам лучше осознать свои цели и прогресс, что способствует повышению мотивации и вовлечённости.
Например, при создании кулинарного онлайн-курса, аренда кулинарной студии для записи практических видеоуроков позволяет студентам наблюдать за процессом в реальных условиях, что делает обучение более осмысленным и приближенным к реальной жизни. Такие задания мотивируют студентов не только освоить теоретические основы, но и развивать свои кулинарные навыки, применяя их на практике.
Микс форматов и баланс нагрузки

Микс форматов и баланс нагрузки

Форматы самостоятельных заданий можно смело миксовать, а не концентрироваться только на одном из них. Разнообразие форматов заданий позволяет тренировать разные навыки и использовать различные способы мышления, что делает процесс обучения более комплексным и интересным для студентов.

Лучше, чтобы форматы заданий были разнообразными. Тогда они будут тренировать разные навыки и помогут задействовать разные способы мышления, а студентам будет интереснее их выполнять. Но при этом всегда нужно отталкиваться от карты компетенций, которая закладывается на курс, и делать акцент именно на тех навыках и способах мышления, которые мы хотим отработать на этом курсе.
Например, если цель курса — научить студентов критическому мышлению, то задания должны быть направлены на анализ и оценку информации, тогда как для курса по программированию будут актуальны задания на практическое применение знаний.При этом важно не перегружать курс самостоятельными заданиями, здесь нужно соблюдать баланс. Например, задание даётся в конце каждого модуля или через один-два урока. Это даёт студентам возможность закрепить материал, не чувствуя себя перегруженными. Однако задания должны быть согласованы с графиком занятий, чтобы не создавать излишнюю нагрузку.

Работа с экспертами

Работа с экспертами

Работа с экспертами может значительно повысить качество заданий, особенно если они имеют опыт в профессиональных ситуациях, которые вы хотите смоделировать в практических заданиях. Однако не стоит ожидать, что эксперты сами смогут создать идеальные задания — это задача методиста.
Методисты, обладая профессиональными знаниями и опытом работы в образовательной среде, могут направить экспертов, предоставив им четкие инструкции и шаблоны для создания заданий. Например, методист может предложить эксперту выбрать несколько реальных кейсов из их практики и адаптировать их для использования в курсе. Важно, чтобы задания были связаны с реальными ситуациями, с которыми студенты могут столкнуться в будущем, и способствовали развитию практических навыков.
Для этого методисты могут проводить встречи с экспертами, обсуждая цели курса и ожидаемые результаты.
В таких случаях удобно использовать студии для интервью в Москве, где можно создать комфортные условия для детального обсуждения и записи профессиональных рекомендаций. Вместе они могут определить ключевые моменты, на которых стоит сосредоточиться в заданиях, и разработать пошаговые инструкции для студентов. Такой подход позволяет создать задания, которые не только проверяют теоретические знания, но и помогают студентам применять их на практике, что особенно важно в профессиональном образовании.
Как проводить оценку и обратную связь

Как проводить оценку и обратную связь

Как понять, что задание выполнено правильно? Оценивать такие работы можно по нескольким направлениям. Например, для практического задания по разработке проекта можно оценивать следующие аспекты:
  • Соответствие требованиям. Проверяется, насколько студент выполнил задание в соответствии с заданными критериями и инструкциями.
  • Качество исполнения. Оценивается уровень проработки задания, включая качество представленной информации, оформление и соблюдение структуры.
  • Креативность и оригинальность. Особенно важно для творческих заданий, где студентам предоставляется свобода в выборе подхода к выполнению задачи. Для творческих заданий следует разработать и предоставить студентам критерии оценки, которые будут объективными и измеримыми.
Это поможет избежать субъективности в оценке и позволит студентам понимать, на что именно обращается внимание при проверке задания.
  • Оперативная обратная связь. Студенты ценят возможность быстро получить ответы на вопросы и комментарии к выполненным заданиям. Это поддерживает их интерес и вовлечённость в процесс обучения. Обратная связь должна быть конструктивной и содержательной, чтобы помочь студентам понять свои ошибки и улучшить результаты в будущем. Важно не только ставить оценку, но и давать студентам развёрнутую обратную связь. Комментарии к выполненным заданиям помогают студентам понять, в чём они преуспели, а над чем ещё нужно поработать. Это особенно важно для поддержания мотивации и уверенности студентов в своих силах. Кроме того, обратная связь помогает студентам увидеть свой прогресс и понять, как они могут улучшить свои навыки.
Дополнительные материалы и поддержка

Дополнительные материалы и поддержка

Для успешного выполнения домашних заданий студентам могут потребоваться дополнительные материалы. Эти материалы могут включать статьи, видеоуроки, инструкции по работе с программным обеспечением, шаблоны для выполнения заданий и многое другое.
  • Шаблоны и примеры. Предоставление студентам шаблонов и примеров выполнения заданий может значительно облегчить их работу и помочь им лучше понять требования к заданию. Например, если задание требует написания эссе по определённой структуре, полезно предложить студентам шаблон эссе, в котором будут указаны основные разделы и рекомендации по их заполнению. Это поможет студентам сосредоточиться на содержании задания, а не на его форме.
  • Видеоуроки и инструкции.
Если задание связано с использованием определённого программного обеспечения или инструментов, студентам могут потребоваться дополнительные инструкции или видеоуроки. Это особенно важно для студентов, которые только начинают осваивать новые технологии или программы. Видеоуроки позволяют наглядно показать процесс выполнения задания и устранить возможные затруднения.
  • Поддержка и консультации. Важно обеспечить студентам возможность получить поддержку и консультации при выполнении заданий. Это может быть организовано через форумы, чаты или онлайн-консультации с преподавателями. В рамках такого подхода можно предложить и проведение вебинаров под ключ, чтобы студенты могли получать своевременные разъяснения и рекомендации от преподавателей в режиме реального времени. Такая поддержка помогает студентам быстрее справляться с трудностями и продолжать обучение с уверенностью.
Различные форматы домашних заданий

Заключение

Создание эффективных домашних заданий — это многогранный процесс, требующий учета множества факторов. Знание целевой аудитории, понимание образовательных результатов и выбор подходящих форматов заданий — ключевые элементы успешного курса. Важно также помнить о необходимости поддержки студентов в процессе выполнения заданий и обеспечении обратной связи, чтобы они могли успешно завершить курс и достичь поставленных целей.
Кроме того, нельзя забывать о важности адаптации заданий под индивидуальные потребности студентов. Разные учащиеся могут обладать разным уровнем подготовки и восприятия материала, поэтому важно предусмотреть возможность вариативности и гибкости в заданиях. Это может включать в себя создание дополнительных ресурсов для самостоятельного изучения, альтернативные задания или разные уровни сложности, что позволит каждому студенту двигаться в своем темпе.
Если задание связано с использованием определённого программного обеспечения или инструментов, студентам могут Эффективные задания также должны быть связаны с реальными жизненными ситуациями и профессиональными вызовами, с которыми студенты могут столкнуться в будущем. Это делает обучение более практическим и мотивирующим, позволяя учащимся видеть прямую связь между учебным процессом и их будущей карьерой.

Алексей Чесноков блогер
Маркетолог
Статью подготовил Алексей Чесноков. Создатель сети фотостудий и видеостудии, видеоблогер, практикующий маркетолог, преподаватель маркетинга и интернет маркетинга в ведущих университетах, бизнес-школах и тренинговых центрах Москвы.
Эта статья была для Вас полезной?

Посты об онлайн-курсах

Хотите больше знать об онлайн-курсах? Читайте посты из нашего блога!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:

Made on
Tilda